Шаг в карьеру
Смогут ли школьники за 20 минут создать свою компанию, найти её конкурентные преимущества, привлечь сотрудников? Член Молодёжной палаты, третьекурсница РНИМУ им. Пирогова Анна Соловьёва уверена, что смогут. Она провела деловую игру «Путь карьеры» для учеников 5-го отделения Гимназии. «Это новый формат взаимодействия с подростками, – говорит Анна. – Я помню себя в 10-м классе и знаю, что ребята ещё не понимают, кем станут после школы, их мысли заняты предстоящими экзаменами и выбором вуза, а мы предлагаем подросткам поговорить о будущем, о компетенциях, которыми должен обладать хороший специалист, о том, как проходит собеседование».
Для начала нужно разобраться, что такое soft skills и hard skills, чем эти понятия отличаются друг от друга и что поможет человеку стать профессионалом в своей области.
«Сейчас, в XXI веке, навыки, которые заключаются в коммуникации, работе с людьми, отношениях, крайне важны. Это и есть soft skills – гибкие навыки, которые не привязаны к конкретной профессии, – объяснила Анна. – Hard skills – это технические компетенции, работа с оборудованием и то, чему ты можешь обучиться. А теперь внимание, вопрос: какими из них должен обладать эксперт?» «Наверное, hard skills», – подростки робко предлагают варианты. Как оказалось, хороший специалист должен уметь совмещать и то, и другое, а ещё уметь подать себя, чтобы заинтересовать работодателя своей персоной.
Подростки поделились на четыре команды: одни соискатели, которые должны были заинтересовать компанию своими навыками; другие – работодатели, им за отведённое время предстояло придумать компанию, предоставляющую услуги дополнительного образования, и привлечь в неё сотрудников. На самопрезентацию по три минуты. «Наша школа называется School House, – говорит одна из участниц. – Мы отличаемся от конкурентов тем, что нашим преподавателям предоставляем на обед итальянскую кухню и выплачиваем премии в 500 тысяч».
У второй компании под названием Qwerty премии скромней, зато по выходным сотрудники могут посещать бесплатные SPA-процедуры, а работать можно прямо из дома, не посещая офис.
Затем собеседование соискателей. Одни подростки играли роль агентов по подбору персонала, другие – кандидаты на должность. «Такое сотрудничество поможет одним отыскать в себе лучшие качества и потренировать навыки делового общения, – говорит Соловьёва. – А другим – посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, каких ошибок можно избежать в подобной ситуации». Если кандидат подошёл, работодатель мог взять его на одну из должностей в своей компании.
«Лично мне игра показалась очень полезной, – сказал 10-классник Иван Зотов. – Я наконец-то разобрался, что такое soft и hard skills. Но больше всего понравилось, что я смог проверить свои навыки в условиях, близких к реальным». «Игра – супер! Составители – молодцы! – похвалил Даниил Лактионов. – Я впервые поучаствовал в собеседовании, теперь могу представить, как это происходит в реальности. Такой опыт очень полезен».
За ходом игры наблюдала начальник отдела воспитания и доп-образования управления образования Марина Филипенко. Она отметила, что теперь Молодёжной палате предстоит проанализировать отзывы школьников. Если они окажутся положительными, парламентарии смогут провести целый цикл подобных игр для троицких старшеклассников.
Анна МОСКВИНА, фото Александра КОРНЕЕВА