Игры с миром
20 марта с лекцией для школьников в Доме учёных выступал старший научный сотрудник лаборатории Фурье-спектроскопии ИСАН, троицкий «Человек года-2022» Кирилл Болдырев. Он не раз проводил экскурсии для троичан у себя в лаборатории, а теперь взял часть своей «лавки научных чудес» с собой. Да и «лекция» – не совсем подходящее слово. Это яркое представление, в котором главный герой – физика.
От научного шоу выступление Кирилла отличается тем, что здесь зрелища тесно связаны с тем, чем занимаются в ИСАНе вообще и Болдырев в частности. Жидкий азот, например, нужен, чтобы показать, как вспыхивают разными цветами кристаллы алмаза под действием луча лазера при низких температурах. Светятся примесные центры, то есть вкрапления в алмазную решётку атомов других элементов, и эта их способность может быть использована при создании квантовых компьютеров и сенсоров, – то есть это не фокусы, а серьёзное дело.
«Скорость света в воде раза в полтора меньше», – говорит Кирилл о природе преломления. – «На четверть меньше!» – поправляют из задних рядов. «Семён, не душни!» – встревает товарищ. 9-й класс Гимназии им. Пушкова (химико-биологический профиль) подобрался живой, знающий и не сидящий по струнке. Но как раз с такими детьми Кирилл прекрасно налаживает контакт. «Так, что у меня ещё есть? У меня тепловизор есть!» И школьники разглядывают друг друга в тепловизоре, восхищённо смотрят на кристаллы, то ярко-жёлтые, то нежно-бирюзовые, делают селфи через призму, так, что зал превращается в калейдоскоп отражений...
«Наука – это вообще классная тема. В ней куча магии, очень прикольно, очень красиво, очень весело, ни один день не похож на предыдущий, – заключает Болдырев. – Это чистое творчество, вы, по сути, играете с миром. И если у вас есть интерес к тому, чтобы что-то познавать, выяснять, и вы не хотите работать в «Пятёрочке», тогда идите в науку!»
Или не в науку? Например, Дарина Каменева – журналист, участница школьной телестудии «Zoom Zoom». Может, после лекции Кирилла она решила стать учёным? Дарина качает головой: «Наука – очень интересно, очень познавательно, но всё-таки не моё». «И у меня немножко другой путь, я – предприниматель, иду в предпринимательский класс», – добавляет Александра Грибанова. «Мораль сей басни такова: нужно всегда идти своей дорогой», – заключает Арина Струкова.
Но Кирилла такая реакция не обескураживает. «Моя задача – показать красоту мира, – говорит он, – рассказать о том, что меня самого зажигает, чем я сам горю, в чём я вижу вдохновение. Я сюда шёл именно с намерением зажечь, поэтому принёс то, что цепляет глаз, трогает эмоционально. Я хочу, чтобы они заинтересовались, чтобы им было весело. Потому что наука, как и вообще наша жизнь – это в первую очередь весело. Дай бог, если они 1/10 информации воспримут, но эту лекцию они запомнят, не сомневаюсь».
А может, ему просто повезло, что его тема – яркая, зрелищная, о которой легко рассказывать? «Её такой сделал я, – отвечает Болдырев. – Каждый раз ищу красивое в этом мире, и уверен, если бы пошёл в другую сферу, я бы там тоже нашёл красоту». Он вспоминает, как был в лаборатории Фурье-спектроскопии ещё в детстве, потому что там работал его отец. «Для ребёнка важно прикасаться к неизведанному, – говорит он. – У детей есть классное свойство – огромный исследовательский интерес к миру. Чем отличается истинный учёный? Тем, что он, став взрослым, его сохранил. А когда ребёнку говорят, что с этим миром всё понятно, что жизнь состоит из строго определённых ступенек, он постепенно теряет этот огонь. Его нужно постоянно поддерживать, обновлять. Заниматься новыми темами, исследованиями... Это относится не только к науке, а ко всему. Только благодаря этому интересу мы по-настоящему живы».
Владимир МИЛОВИДОВ, фото автора