Дороги – артерии города
«Пока город развивается, строятся дороги. Если дорожное строительство прекратилось, это означает только одно: город умирает», – так считает архитектор, спроектировавший без преувеличения половину зданий наукограда, почётный гражданин Троицка Валерий Лотов. Он был одним из тех, кто создавал прежнюю версию Генплана Троицка и хорошо знает его градостроительную историю.
Он помнит, что город формировался в сложных условиях. Троицк создавался именно как научный центр. Самым важным было развитие науки и НИИ, а не жилой или социальной сфер. Неслучайно известный архитектор-урбанист Вячеслав Глазычев называл Троицк слободой, появившейся вокруг научных институтов. Действительно, самые удобные территории занимали институты, поначалу не особенно заботясь о перспективах города. До принятия первого Генплана Троицк рос почти спонтанно.
Это же можно сказать и о дорогах. Так исторически сложилось, что город развивался в двух направлениях как функционально, так и географически. И до сих пор Троицк зримо делится надвое: северную часть с камвольной фабрикой (бывший рабочий посёлок Троицкий и южную, которую в народе и сейчас зовут Городок, в прошлом – Академгородок в Красной Пахре, где расположены все НИИ города. Между ними до сих пор нет автобусного маршрута, который объединил бы разрозненные части города, не выезжая на Калужку. Решение этой задачи в числе прочих заложено в новом Генплане Троицка.
Все последующие десятилетия архитекторы Троицка старались сбалансировать развитие города: более равномерно по районам распределяли жилые кварталы и социальные объекты, а самое главное – серьёзно подошли к созданию транспортного каркаса. «Эта задача продолжает решаться и сейчас, – считает Валерий Лотов. – Новые социальные объекты требуют удобных подъездов, и все они должны быть вписаны в единую транспортную систему города, которая включает дороги разных уровней, от внутриквартальных проездов до муниципальных и федеральных трасс».
Дорога к новой школе точно так же должна быть вписана в эту схему. Её проектировщиков и строителей Валерий Кесаревич призывает к тому, чтобы они не упустили ключевые аспекты. Во-первых, надо обеспечить удобный подъезд к зданию, соответствующий всем требованиям безопасности детей. То есть важно помнить, что эта дорога создаётся не только для подвоза школьников к месту учёбы. Сюда должны свободно подъезжать грузовые машины со школьным оборудованием, мебелью, питанием. Главное – необходимо обеспечить подъезд спецтранспорта, помня о том, что пожарной машине требуется дорога шириной 4,2 м. Во-вторых, очень важно обеспечить подъезд к школе автобусов, как общественных, так и, возможно, школьных, которые смогут доставлять учеников из отдалённых районов города. В-третьих, необходимо продумать организацию стоянок. Чтобы не возникало таких коллапсов, как на улице Школьной в моменты подвоза детей к месту учёбы и обратно, когда двуполосный проезд превращается в однополосную дорогу с нерегулируемым реверсивным движением.
А что касается лесного массива, который получил статус особо охраняемой природной территории, его необходимо благоустроить. «Его нельзя бросить, оставить как есть, – размышляет Валерий Лотов. – Нужно организовать пешеходные связки, лыжные трассы, велосипедные дорожки – это дисциплинирует людей, они перестанут вытаптывать лес, будут ходить по мощёным дорожкам, которые сделаны по всем правилам: с подушкой из щебня и песка, чтобы влага проходила. Тогда лес будет сохранён. Иначе его попросту вытопчут, если каждый станет прокладывать для себя свою прямую дорогу. Это мнение архитектора Корбюзье, который уверял, что прямая дорога – это дорога людей, а кривая – дорога слов. Люди ходят по прямой. Если им такую возможность не предоставить, они волей-неволей вытопчут парк. Так что без благоустройства его оставлять нельзя. Да и дороги, которые пойдут по контуру парка, не ухудшат экологическую среду, особенно с учётом того, что с каждым годом становится всё больше электромобилей, максимально бережных по отношению к окружающему миру».
Светлана МИХАЙЛОВА,
фото Кристины КИССЕР