Семёрка физиков
Близится церемония «Человек года – 2018». Процесс выдвижения и отбора кандидатур обычно скрыт от общества, и мы узнаём только о тройках претендентов. Однако списки гораздо длиннее. В номинации «Наука» своих представителей выдвинули семь НИИ Троицка. «Сильные кандидаты есть у всех, – замечает ответственный за научную номинацию, Человек года – 2017 Андрей Наумов. – Сравнивать сложно. Я рассматриваю конкурс как некую лотерею. Важно показать городу, что наука в нём живёт, а учёным – что они городу нужны. Для этого нужна публичность». Поэтому Наумов и предложил огласить на страницах газеты весь список.
Виктор Балыкин, завлабораторией лазерной спектроскопии ИСАН
«Как участник большой команды ИСАНа я считаю большим результатом прошедшего года, что нам удалось установить тесные научно-педагогические контакты с ВШЭ, создать там при участии института физический факультет, привлечь в ИСАН молодёжь. Ведь в науке без студентов и аспирантов жизнь невозможна», – говорит Балыкин. В 2018 году лаборатория завершила проект Фонда перспективных исследований по квантовой наноплазмонике. «Мы занимаемся плазмонным лазером, – рассказывает учёный. –
У обычного лазера нельзя сфокусировать пятнышко меньше длины волны, а тут можно. Это решает проблему несоответствия в размерах электронных и световых устройств, ведь электрон маленький, а лазерный луч большой. Благодаря плазмонному лазеру общение электромагнитного излучения с электронным можно сделать более эффективным».
«И ещё греет душу небольшой эксперимент, – добавляет профессор. – Лет 15 назад, когда я работал в Японии, мне пришла идея, как можно «подвесить» отдельный атом с помощью лазерного луча, как на некоей верёвочке, и он будет обладать уникальными свойствами.
В 2018 году мы с молодыми коллегами по лаборатории этот эксперимент выполнили».
Сергей Гудошников, с.н.с. лаборатории квантовой и криогенной магнитометрии ИЗМИРАН
«Мы разработали методику, которая позволяет улучшать характеристики магнитных датчиков на основе гигантского магнитного импеданса, – рассказывает физик. –
Хотим использовать их в измерении магнитного поля Земли в ходе исследований, проводящихся у нас в ИЗМИРАНе». Был разработан сканирующий магнитометр, который визуализирует поля вблизи слабомагнитных объектов. «На его базе мы создали курс для школьников, названный «Увидеть магнитное поле», – добавляет Гудошников. – С ним я ездил в «Артек», рассказывал ребятам, какие поля нас окружают, что является их источником, показывал, как увидеть невидимое. Мы в увлекательной форме показываем, что магнитное поле можно понять, изучить и использовать в жизни». В перспективе подобные занятия можно проводить для троицких школьников в рамках инженерных классов.
Сергей Зибров, с.н.с. лаборатории стандартов частоты ТОП ФИАН
Зибров – лидер научной группы, созданной в 2018 году для развития методов фундаментальной атомной спектроскопии высокого разрешения. «Мы начали работать над малогабаритными атомными часами и магнитометрией, – рассказывает он. – Мы занимаемся физикой процесса и должны, в идеале, сделать прибор размером со спичечный коробок, чтобы заменить кварцевые стандарты частоты в часах и мобильниках. Наш прибор основан на эффекте когерентного пленения населённостей. Когда резонансное лазерное излучение взаимодействует с атомами, оно их переводит в специальное состояние, которое проявляется в виде узкого резонанса. К нему можно привязать кварцевый генератор и сделать долговременную стабильность на порядок выше».
Юрий Куденко, завотделом физики высоких энергий ИЯИ РАН
Юрий Куденко – один из крупнейших специалистов в области нейтринной физики, руководитель российской научной группы в проекте «Гипер-Камиоканде». Сотрудничает с японскими учёными. В эксперименте Т2К, где поток мюонных нейтрино проделывает путь в 295 км, в 2018 году в Японии были получены данные, доказывающие нарушения CP-симметрии в осцилляциях нейтрино. Это важно для объяснения механизмов образования Вселенной. Под руководством Куденко разработан детектор нейтрино, прототип которого протестирован в ЦЕРНе, а полномасштабная версия будет создана в ИЯИ РАН.
Владимир Решетов, в.н.с. ТИСНУМ
«Команда, с которой я работаю в ТИСНУМе, разрабатывает прибор, позволяющий определять механические свойства работающих реакторов, – рассказывает учёный. – Можно проверять прямо на месте, не разрушая и не разбирая, характеристики сталей в трубопроводах и корпусах реакторов. Мы создавали приборы, определяющие сверхтвёрдые материалы, а это другой масштаб измерений». Прибор уже ждут атомщики, поскольку подобных устройств, работающих в условиях радиоактивного облучения, в России прежде не было.
Владимир Решетов – научный журналист. Он много лет сотрудничал с «Вокруг света», консультирует телепередачу «Чудо техники» на НТВ. «Недавно изучали «закон бутерброда», – улыбается он. – Меня приглашают как человека, который может что-то членораздельно сказать на самые смешные темы – от того, как падает бутерброд, до того, больно ли удариться лицом в салат. Вместо головы мы роняли тыкву с датчиками. Глупость, конечно, но мы показываем, что учёные могут измерить всё что угодно!»
Юрий Фомин, в.н.с. ИФВД РАН
Юрий Фомин – специалист в области физики конденсированного состояния. В 2017 году получил премию правительства Москвы. Среди работ 2018 года он отмечает изучение плавления двумерных систем. «В трёхмерном мире плавление осуществляется фазовым переходом первого рода, а в двумерном случае возможны три различных механизма плавления кристалла, – говорит он. – Мы предложили модель, в которой осуществляются все три сценария в зависимости от того, при каких температурах и давлениях рассматривается система». Фомин –
теоретик, но он видит и практические стороны исследования. «Например, это может быть интересно при создании защитных покрытий, – поясняет Юрий. – При трении происходит разогрев, и можно понять, как покрытие будет реагировать».
Евгений Хайдуков, завлабораторией лазерной биомедицины ИФТ РАН
«Было несколько работ, отмеченных в прессе. Одна из них посвящена 3D-принтингу с использованием апконвертирующих наночастиц, – говорит Хайдуков. – А главное достижение –
мы смогли удержать, усилить и укрепить научную группу. Выиграли немало грантов, привлекаем молодёжь, лаборатория растёт и развивается». Евгений – самый молодой из номинантов. В свои 34 года он уже должен мыслить и как учёный, и как администратор, и как популяризатор науки. В Доме учёных Хайдуков читал лекцию по тераностике. «Это означает, что опухоль можно, с одной стороны, диагностировать, с другой – включить внешнее воздействие и запустить терапевтическую модальность наномашин, которые мы создаём», – говорит он. ИК-излучение действует на наночастицы, те, излучая в УФ-диапазоне, активируют рибо-флавин, а он уничтожает раковые клетки. Так это работает в лабораторных экспериментах, а до клинического этапа ещё далеко...
Владимир МИЛОВИДОВ