2018

В чистом цикле

В чистом цикле
Наука
Файлы:   Фото

Компания «ИТЦ Комплексные исследования», работающая под маркой Xenozone, – одна из визитных карточек наукоёмкого бизнеса в Троицке. Совсем недавно, 21 сентября, директор по науке этой фирмы Сергей Изюмов выступал перед гостями из Китая. А потом поделился новостью: за день до конференции прошла приёмку новая установка, которая на днях будет отправлена заказчику из Нижнего Новгорода. Мы успели побывать на производстве, что в Технопарке ФИАН, и увидеть ксенозоновское творение.

Огонь под водой

Про технологию интенсивного окисления газета уже писала. Мощные ультрафиолетовые лампы создают в воде условия для «холодного горения», когда любые органические примеси превращаются в углекислый газ и ту же самую воду. Установки работают на городских скважинах Троицка, на Нововоронежской АЭС, в частных бассейнах по всей стране... «Комплексные исследования» разработали оборудование для удаления токсичных отходов из стоков электронной промышленности для японской компании, специалисты которой в мае 2017-го неделю стажировались в Троицке. Новый проект – два аппарата по заказу нижегородской фирмы «Тросифоль», филиала международной компании. Плёнки, которые она делает, используются в многослойных стёклах – начиная от автомобильных и заканчивая теми, что в окнах небоскрёбов. В процессе требуется суперчистая вода, её получают с помощью дорогостоящего и не очень эффективного процесса обратного осмоса. «Встаёт вопрос экономии ресурсов, повторного использования воды, – поясняет Сергей Изюмов. – Задача – из жидкости, которая была бы сточной, убрать органические соединения и снова включить её в цикл».

Двойное очищение

Путь к контракту занял два года. «Это был очень длительный и вязкий процесс, – рассказывает директор по науке. – Нас нашли через интернет. Оказалось, нет других компаний, которые предметно занимаются технологиями, связанными с деструкцией органических соединений прямо в воде. В Европе эта технология уже воспроизведена, и они искали её здесь. Мы сделали предложение, долго общались, оптимизировали состав оборудования. Решение было принято в начале этого года, а в мае – подписан контракт».

По сравнению с гигантом, созданным для АЭС, эта установка поскромнее: чуть выше человеческого роста. В ней шесть цилиндров, внутри них сердце установки – УФ-лампы. Они осуществляют главный этап очистки, но к нему добавился ещё один: «Мы получаем сточную воду, возникающую в процессе формовки плёнок. В ней есть органика. Сначала удаляем нерастворённую часть нашими специально разработанными фильтрами, а дальше уничтожаем растворённую с помощью интенсивного окисления».

На соседнем стенде – стакан с остатками некоей густой жидкости. Это пластификатор, который используется в производстве плёнок. Для испытаний создавали взвесь, затем опять разделяли её на органику и чистую воду. Приёмка осталась довольна. А если бы там было молоко, получились бы масло и вода? «С молоком труднее. Если говорить о предельных задачах, то, пожалуй, да», – улыбается Изюмов.

Сложные задачи

«Любой непростой проект нас движет, – замечает он. – Мы разработали новые лампы – такие же мощные, как раньше, но более короткие, и они могут использоваться как вертикально, так и горизонтально». Сделали их в Европе по троицкому заказу. А главное новшество для «Ксенозона» – маслоотделители. «Они открывают нам дорогу к большому количеству приложений, –
говорит Сергей Изюмов. – От удаления масел в мойках автомобилей и до технологических процессов в нефтехимии. Например, можно очищать загрязнённую воду при нефтяных разрывах. Это совсем новый продукт, и мы находимся в стадии понимания его возможностей».

...Чуть поодаль в лаборатории стоит большой бак с пометкой «Сточная вода. Образец для исследований». Её прислал один из производителей турбин. Следующая большая задача для троицкой компании.

Владимир МИЛОВИДОВ,фото автора