ИСАН: ещё раз 50
В Институте спектроскопии РАН 28–29 ноября прошла двухдневная Всероссийская научная конференция «Современные проблемы оптики и спектроскопии», посвящённая 50-летию института. Его юбилей уже отмечали летом на научной сессии Отделения физических наук РАН, однако точная дата рождения ИСАНа – 29 ноября 1968 года, когда вышло постановление Президиума АН СССР о реорганизации Лаборатории Комиссии по спектроскопии АН СССР в отдельный институт.
Если первая серия юбилея была сосредоточена на поздравлениях от гостей и докладах сотрудников института о его современных работах, то на вторую решили пригласить учёных со всей России и не только, которые ведут работы, близкие к тематике института.
Награды и трибьюты
«Мы решили повернуть медаль другой стороной. Мы ничего о себе не рассказываем, говорят гости. Это такой трибьют институту в честь его 50-летия», – сказал директор ИСАН Виктор Задков. По докладам можно видеть, насколько всеобъемлющая это наука – спектроскопия, и как на первый взгляд сугубо теоретические изыскания оборачиваются пользой для всего человечества. Как, например, атомные стандарты частоты, о которых говорил директор ФИАН Николай Колачевский. Благодаря им работают системы геопозиционирования. А учёные борются, чтобы повысить точность «атомных часов» с 16-го до 18-го знака после запя-той – тогда вызывать такси можно будет с точностью до сантиметра, а также чтобы сделать стандарты этих частот мобильными.
А перед докладами состоялось вручение медали им. Летохова, учреждённой Оптическим обществом им. Рождественского. Эту награду ежегодно присуждают молодым учёным за новаторские работы по лазерной физике, спектроскопии и её приложениям. Ради этой церемонии из Петербурга приехал президент Оптического общества, членкор РАН Николай Розанов. Среди трёх обладателей медали в 2018 году – старший научный сотрудник ИСАН Иван Еремчев. Он получил её за «фундаментальные исследования в области селективной лазерной спектроскопии и спектроскопии одиночных молекул в широком диапазоне температур». Подробнее о работах и персоне учёного мы расскажем позднее, а сейчас – о юбилее.
Второй дом
«Мы были молодыми, жизнь казалась прекрасной, мозги крутились, руки чего-то такое искали, – вспоминает приехавший из Новосибирска академик Анатолий Шалагин, который работал в ИСАНе с 1973 по 1977 год. – Между отделами было конкурентное взаимодействие. Мы ревностно следили и за ошибками, и за успехами друг друга. Но обстановка в целом была замечательная, весь институт был молодым, только директор, Сергей Леонидович Мандельштам, в годах, но нас сегодняшних он моложе!»
«Вы не поверите – когда институт начинался, средний возраст был около 30 лет, а то и меньше. Работали несколько ветеранов и молодёжь 22–27 лет, – говорит завлабораторией аналитической спектроскопии Михаил Большов. – Главное, что Сергей Леонидович набрал очень хорошую команду. Он уговорил прийти в институт Владимира Моисеевича Аграновича, вокруг него сформировался хороший теоротдел. Пригласил Романа Ивановича Персонова, пришла дружная команда Владилена Степановича Летохова... Здесь хотелось не только работать, но и жить, дружить, веселиться».
Счастливы в науке
«Когда я пришёл, мне было 40, а все остальные, кроме директора, – молодые люди, – вспоминает Агранович. – И были они очень интересные, и директор был интересный, и вся моя жизнь здесь – тоже. Как-то я встретил Персонова во время доклада и предложил перейти к нам в институт, уговорил нашего директора, и его пригласили... Он – пример человека, результаты которого остались в науке, ими можно гордиться».
Как остались и пионерские работы Летохова в области лазерного охлаждения атомов и лазерного разделения изотопов. «Владилен Степанович всегда был молод, необычно молод для той поры, – рассказывает его соратник Евгений Рябов. – Это были счастливые годы. Он говорил нам тогда: «Радуйтесь, что вы можете не думать о деньгах, об оборудовании, не писать гранты, радуйтесь и работайте!» И хочу, чтобы те молодые люди, которые приходят в науку сейчас, были так же счастливы в науке, как были счастливы мы».
«В институте всегда была товарищеская обстановка, – добавляет второй директор института Евгений Виноградов. – Понадобились транзисторы, линзы – я мог зайти куда угодно, и мне помогали. И я мог в любой момент подробно рассказать о том, что делается в каждой лаборатории. Потому что всё это было абсолютно родное. Такая атмосфера и позволила институту быть на первых позициях в мире. И если её удастся сохранить – будут и перспективы».
Владимир МИЛОВИДОВ, фото автора