Фильтр

2018

Евангелие от живописцев

Культура

Троицкий храм вновь взял на себя роль не только духовно-религиозного, но и культурного центра. В прошлом году там проходила выставка вышитых икон «Живопись иглой», а в воскресенье открылась экспозиция картин выпускников Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова «Евангелие глазами молодых художников». Статус события не только городского, но и всероссийского значения ему придало присутствие министра культуры Владимира Мединского: Министерство культуры РФ стоит на первом месте среди организаторов. «Открывая выставку выпускников прославленной академии живописи Ильи Глазунова, мы отдаём дань уважения и памяти великому художнику и педагогу, – отметил министр. – Я знаю, какое внимание он уделял духовным и религиозным сюжетам. Мне кажется, очень символично видеть работы его выпускников здесь, в стенах храма. Чем больше горожан, пока ещё невоцерковлённых, придёт сюда, чтобы увидеть картины, тем больше людей рано или поздно придёт к пониманию Бога, добра, милосердия».

«Знаменательно, что эта выставка проходит в новопостроенном храме в Троицке, – сказал викарий новых территорий Москвы, епископ Домодедовский Иоанн. – Это показывает формат жизни Новой Москвы как части первопрестольного града, где заботятся не только о строительстве зданий и дорог, но и о формировании духовно-культурной среды».

«Живопись иглой» в прошлом году и вот сейчас «Евангелие молодых художников» – две выставки Троицкого храма. И обе, прежде чем попасть в наш город, успели обрести мировую известность. Вышитые иконы в Троицк привезли из Парижа, а картины на духовные сюжеты – прямиком из Италии. «Рим, Генуя, Сан-Ремо – приятно, что на наше искусство в Европе есть отклик, – сказал Иван Глазунов, и.о. ректора Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, открывая выставку. – Но главная наша задача – служить России. У нас в стране есть такая традиция, которую мы стараемся сохранить в нашей академии: любую светскую вещь и картину показать, как сейчас принято говорить, в векторе движения к Богу. Врубель так определил задачу искусства: «Будить современников величавыми образами духа». Все наши студенты служат этой возвышенной цели». 

Картины, украсившие стены нижнего храма, – произведения разных жанров: евангельские и исторические сюжеты, церковные и бытовые пейзажи. Все они связаны общей историко-религиозной темой, посвящены Евангелию, миру русского православия. Это не отчёт достижений академии за какой-то период, а лучшие произведения, созданные в разные годы. «Вот работа Татьяны Юшмановой, нашей выпускницы 1998 года, – останавливается Иван Глазунов у северного пейзажа. – Она стала матушкой и вместе с супругом, отцом Алексием Яковлевым, занимается восстановлением деревянного зодчества на Русском Севере». Есть полотна, написанные в начале 90-х и в наши дни. Кого-то из авторов уже нет на свете. Несмотря на различие сюжетов и авторского почерка, всё это единая школа русской академической живописи, сохранившая традиции европейского и отечественного реализма.

Многие картины – дипломные работы выпускников академии. «На диплом у нас отводится целый учебный год, – говорит Иван Глазунов. – Это долгая и кропотливая работа. Студент должен представить эскиз, собрать архивный материал. Надо погрузиться в эпоху, хорошо знать быт и археологические подробности, чтобы соблюдать историческую точность в малейших деталях».

В академии существует запрет на рисование по фотографии – только с натуры. «Кирилло-Белозёрский монастырь» кисти Сергея Карева в этой связи представляется чем-то совершенно выдающимся: художник сумел «поймать» самые ранние утренние часы, «когда в монастыре рассеется туман и в море соскользнут таинственные тени». Выставка продлится месяц. Вход бесплатный.

Светлана МИХАЙЛОВА,фото Николая МАЛЫШЕВА


Поиск по дате


СБРОСИТЬ