2018

Секреты медицинской физики

Секреты медицинской физики
Наука
Файлы:   Фото

В Троицке есть неприметное двухэтажное здание. Находится оно по соседству с Детской школой искусств на Пионерской, в доме под номером два. И немногие знают, что по этому адресу располагаются лаборатории, где творятся дела, эхо которых разносится далеко за пределами нашего города. В недавнем прошлом – Институт проблем лазерных и информационных технологий, а с 2017 года – Институт фотонный технологий РАН. На экскурсии в рамках Фестиваля науки здесь побывали троицкие школьники. 

Учёные этого НИИ работают над задачами медицинской физики. На слух то, что они делают, – из области фантастики. К примеру, есть у человека межпозвонковая грыжа – её можно «выпарить» лазером. А если диски позвоночника стёрлись, недостающий объём хрящей можно нарастить. Лазерным воздействием исправляются носовые перегородки. Лазерный луч помогает точно определить границы онкологической опухоли. Или вот  ишемическая болезнь сердца. Она, как объясняют в институте, лечится методом лазерной реваскуляризации. Лазером делают сквозные каналы на сердечной мышце левого желудочка миокарда. Когда каналы закрываются, вокруг них через некоторое время образуется сеть микрокапиллярных сосудов, позволяющая восстановить кровоснабжение сердечной мышцы.

В лабораториях стеллажи до полотка, уставленные всевозможной аппаратурой, образцами и прочими очень нужными в науке вещами. «Это наша установка, она непрезентабельная, но на то она и экспериментальная, – объясняет сотрудник института Андрей Дунаев. – Вот реакторы. Сейчас у нас проект: мы создаём лекарство пролонгированного действия. Внутримышечно вводят полимерный порошок, в который инкапсулировано лекарственное вещество. При разложении полимера в организме не образуются токсичные вещества, при этом лекарство выделяется и попадает в кровь».

Здесь же работают над другой темой – созданием матриц (имплантов) для воссоздания повреждённых тканей в организме человека. «Прелесть в том, что из биосовместимых полимеров мы можем сделать любую геометрическую форму, – рассказывает Дунаев. – На основе полимера создаётся имплант. Его внедряют на место утерянной ткани, он разлагается, исчезает, а на его месте вырастает родная ткань».

В соседней лаборатории главенствует химия. «Полимер разлагается на всякую хлорорганику и прочую дрянь, – увлечённо рассказывает старший научный сотрудник Антон Миронов. – А всё хлорсодержащее имеет тенденцию накапливаться в печени. В общем, лечить человека, попутно «сажая» ему печень, некрасиво. И был найден очень хороший растворитель…»

Десятиклассник Ильдар Шамгулов задержался в одной из лабораторий. «Я спрашивал про принципы преломления лазеров, – объясняет он. – Ещё я немножко интересуюсь биологией, и мне стало интересно, как клетки становятся матрицами. В принципе, я рассматриваю научную деятельность как будущую специальность: мне нравится получать задачу и находить для неё какое-то креативное решение».

Экскурсии организует Троицкий Дом учёных совместно с администрацией города. Как рассказала начальник отдела развития наукограда, инноваций и международных отношений Людмила Авдеева, в ИФТ РАН школьникам нравится. «Здесь много лабораторий, а половина сотрудников – молодые учёные, у них глаза горят, они любят профессию и очень увлечённо рассказывают о своей работе». Антон Миронов, прощаясь со школьниками, спрашивает: «Ну как? Понятно было? Ещё придёте?» «Только позовите!» – отвечают экскурсанты.

 

Наталья МАЙ, фото Александра КОРНЕЕВА